Интерес к истории и к личности в истории
Интерес к истории и к личности в истории —
разве они противоречат друг другу? Только тогда, когда одно выдают за
другое. А в случае документального и художественного скрупулезного
интереса к тому, где же история воплотилась в личность и где личность
обернулась в будущих свершениях нашей сегодняшней историей, — тут нет
никакой путаницы. Два объекта наблюдения с особым интересом к их
взаимному влиянию друг на друга.
Отсюда, наверное, подчеркнутая неторопливость, с какой повествование
касается реальных примет давней жизни в этих стенах, за этим столом, у
этих ступеней внутренней лестницы, вокруг этих шахматных фигур.
Уже и то было бы достойной задачей, если б будущий биографический цикл о
Ленине провел телезрителя по всем памятным местам его жизни, собрал
воедино все, что уцелело с тех пор. Но создатели «Симбирской трилогии»
метят выше: музейные экспонаты для них только основа для художественной
работы мысли, игры догадок и ассоциаций, игры ума. Смотреть фильмы, сериалы онлайн бесплатно на сайте http://vkinoshke.com
Музейные своды фиксировались, по-видимому, не только сами по себе, но и в
копиях, в дублях, выстроенных при полном тщании в съемочном павильоне.
Должно быть, приходилось изготовлять предельно иллюзорные копии стола,
стула, обоев, тех же шахматных фигур... Иначе не понять, не объяснить,
каким образом — на жесте, на полушаге, на повороте камеры — актер из
реального интерьера переходит — переносится в некое запредельное
пространство. Только что вся семья сидела вокруг самовара, и нас не
смущало, что родители и дети изображаются вне своего реального образа,
именно что «в предлагаемых обстоятельствах». Но в следующую секунду
каждый из них может из созданного жизнеподобного пространства
выскользнуть как бы в «зазеркалье» — так, оторвавшись от текста книги,
делают важные заметки на полях.
Сегодняшние фантастические повести привычно пользуются понятием
квазипространства или гиперпространства, включающего в себя некий
нулевой момент — тогда Земля, Марс и какая-нибудь затерянная планета в
созвездии Альфа-Центавра оказываются связанными напрямую, будто это
рядом расположенные миры, будто близкие, легко друг в друга переходящие
времена. Понятно, почему в аналогичном средстве для развертывания своих
мыслей нуждаются создатели «Симбирской трилогии»: они тоже сопрягают
времена, легко, в мгновение ока перепрыгивают через полвека и
полконтинента... Без рабочих кулис, накрепко соединяющих далеко
разнесенные города и годы, тут не обойтись.
В них, в этих эпизодах, примечателен ровный сине-черный цвет никак
натурально не объясненного задника. Оператор Александр Беркович, в
других кадрах дорожащий — с его опытом документалиста — натуральностью
приемов, здесь лепит фигуры, лица исполнителей романтически подчеркнутой
светотенью, резкими лучами, откровенными, как свет софитов на
авансцене. «Условность», «условность», «еще раз условность» повторяет
нам экран, может быть, с чрезмерной старательностью, боясь не учесть
инерцию восприятия не очень искушенного зрителя. В этом фильме,
по-академически солидном и медлительном, вообще стараются не
эффектничать. Дерзости монтажных стыков, импульсивному, бодрящему ритму
раз и навсегда предпочли возможность быть лучше и шире понятыми, с
десятикратным запасом прочности по этой части. Мы уже уловили принцип
представительства, уже разобрались, кто есть кто, но нам педантично и
старательно, прежде чем показать Ю. Богатырева, снова предложат уже
запомнившийся портрет Ильи Николаевича, а, крупному плану Л. Чурсиной
обязательно предпошлют изображение Марии Александровны в овальной
рамке... Медленнее, но вернее. Без виртуозничания, но с обеспеченной
точностью попадания в цель.