» » Падение английского торгового судоходства

Падение английского торгового судоходства

Падение английского торгового судоходства

Общую картину падения торгового флота Англии и увеличения и развития торгового флота других стран можно видеть из общественных данных.


Кривая уменьшения удельного веса морского торгового флота Англии идет неизменно вниз. Это связано прежде всего с общим упадком английской промышленности, постепенным вытеснением Англии с мировых рынков выросшими за это время и превратившимися в империалистические государства мира Германией, США с их мощной экономикой и более передовой техникой, чем у Англия.

До конца XIX в. Англия была самой развитой в промышленном отношении, самой богатой капиталлистической страной мира. К началу XX в. первое место в мире в части производства промышленных товаров заняли США, а второе Германия, оттеснив Англию на 3-е место. Однако, перестав быть первой промышленной страной мира, Англия сохранила свое первенство среди колониальных государств в область торгового судоходства и в вывозе капиталов (накануне первой мировой войны капиталовложения Англии за границей оценивались в 4 млрд. фунтов стерлингов). Доходы от эксплуатации порабощенных народов колоний, от заграничных капиталовложений, торгового флота и разного рода банковских и посреднических операций приносили Англии огромные денежные средства. Эксплуатация колоний, поддержание английского господства в колониях всегда были первой заботой английской буржуазии и ее правительства.


В связи с этим содержание большого военного и торгового флота и поддержание британского господства на море имело для капиталистической Англии значение жизни и смерти. В XIX в. Англия была достаточно богата, чтобы содержать большой морской флот.


После первой мировой войны, в силу своего экономического ослабления, большого государственного долга и возросшей промышленной мощности разбогатевших на военных поставках США, Англия вынуждена была отказаться от своего исторического первенства на морях. В 1921—1922 гг. на вашингтонских конференциях Англия вынуждена была согласиться на установление равенства ее военного флота с флотом США.


В ходе второй мировой войны особенно выявилось экономическое и политической ослабление Англии. Англия попала в военно-экономическую зависимость от США.


Поставки Англии Соединенными Штатами, производившиеся на основе закона о ленд-лизе от 11 марта 1941 г., достигли громадных размеров — 13,6 млн. долларов. Эти поставки были выгодны США, стремившихся к поражению сильных своих конкурентов на мировом рынке — Германии и Японии. Одновременно эти поставки были использованы финансовыми воротилами США для проникновения на рынки Британской империи, что ставит Англию еще в большую политическую и экономическую зависимость от США.


За время второй миировой войны Англия потеряла до своего национального дохода (7,5 млрд. футов стерлингов) и половину своих заграничных капиталовложений (2 млрд. фунтов стерлингов). Она стала должником своих собственных колоний и доминионов. Долги Англии другим государствам превышают ее капиталовложения за границей. Из страны-кредитора Англия превратилась в страну-должника.


Помимо торговых флотов старых империалистических стран, в настоящее время значительную конкуренцию английскому флоту составляют торговые флоты собственных доминионов и колоний, и в этом о отношении положение сильно изменилось не в пользу Англии. Так, канадский торговый флот вырос за время с 1939 по 1947 г. с 800 тыс. гросс-тонн до 1850 тыс. гросс-тонн (учтены только суда больше 500 гросс-тонн каждое). Это увеличение произошло в основном за счет океанских судов, тоннаж которых возрос с 227,4 тыс. до 1006 тыс гросс-тонн.


До второй мировой войны торговые суда для Канады строились в Англии, а в настоящее время Канада имеет 17 крупных верфей, на которых работает свыше 16 тыс. рабочих. Канада сдала в бэр-боат-чартер Англии свыше 600 тыс. гроос-тонн морского тоннажа.


В меньшем темпе, но развивается и становится все более самостоятельным торговый флот Австралии, Индии.


К началу XX в. Англия перестала быть мастерской мира — ее обогнали в промышленном отношении США и Германия, а в настоящее время она окончательно утратила свое главенствующее значение на морских путях и перестала быть владычицей морей.
Опубликовано: MusTanG (6-08-2019, 00:52)
0 (голосов: 0)
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


vote-iconОПРОС
Что нужно улучшить на нашем сайте?

КТО НА САЙТЕ?
( 76) ( 0) ( 76) ( 0)
Юзеры:
- отсутствуют
Гости:
Роботы:
- отсутствуют
Последние 20 посетителей... - отсутствуют